Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логопедическая работа по развитию фонематического слуха у дошкольников пяти лет с алалией посредством звукоподражания 6
1.1 Развитие фонематического слуха в норме у детей пяти лет 6
1.2 Особенности фонематического восприятия у детей пяти лет с алалией 10
1.3 Логопедическая работа по развитию фонематического слуха у дошкольников пяти лет с алалией посредством звукоподражания 16
Выводы по главе 1 21
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования логопедической работы по развитию фонематического слуха у дошкольников пяти лет с алалией посредством звукоподражания в настоящее время обусловлена растущей необходимостью адаптации образовательных методик к современным условиям и требованиям. В условиях возрастающей нагрузки на детский организм и увеличения количества информации, доступной детям, особенно важно обеспечить формирование фонематического слуха, который является основой успешного овладения родным языком и дальнейшего образовательного прогресса. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДОО), развитие основных речевых навыков является одной из ключевых задач дошкольного воспитания.[20]
Изучением проблемы развития фонематического слуха у детей с алалией занимались многие известные исследователи. Например, Л.С. Выготский подчеркивал значимость речи в общем когнитивном развитии ребенка, утверждая, что "речь является орудием, посредством которого происходит внутренний мысленный процесс". А.Р. Лурия, выделяя проблемы развития речи, указывал на необходимость раннего вмешательства в установку правильных речевых механизмов. Также, современные авторы, такие как Т.В. Ахутина, продолжают развивать идеи о значимости индивидуального подхода и использовании инновационных технологий, включая звукоподражание, как способов преодоления речевых трудностей.
Основной проблемой исследования является необходимость разработки и апробации новых методов для эффективного развития фонематического слуха у детей с алалией, что в свою очередь позволит им успешно адаптироваться в школьной среде. Противоречие исследования состоит в том, что, несмотря на значительное количество теоретических работ, посвященных развитию фонематического слуха, в практике дошкольного образования недостаточно апробировано использование звукоподражательных техник.[3]
Таким образом, результаты данного исследования могут внести значительный вклад как в теорию, так и в практику логопедической работы, обеспечивая более успешную социализацию и подготовку к дальнейшему обучению детей с алалией.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании звукоподражательной методики логопедической работы для улучшения развития фонематического слуха у детей с алалией.
Объектом исследования выступают процесс логопедической работы.
Предметом — влияние звукоподражательных упражнений на формирование фонематического слуха у детей с алалией.
Гипотеза исследования предполагает, что использование систематизированных звукоподражательных методик в процессе логопедической работы будет способствовать более эффективному развитию фонематического слуха у дошкольников с алалией.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: провести анализ современных подходов и методик развития фонематического слуха; определить теоретические основы звукоподражания в логопедической работе; разработать комплекс упражнений на основе звукоподражательных техник; провести практическое апробирование разработанной методики в дошкольных учреждениях и оценить её эффективность.
Теоретическая база исследования базируется на трудах ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области психолингвистики и логопедии, таких как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина и других. Методологическая база включает разнообразные подходы к логопедической коррекции и развитию речевых навыков у детей с учетом их психофизиологических особенностей.
Исследование структурировано в нескольких ключевых разделах. Первый раздел посвящен обобщению теоретических аспектов проблемы, анализу научной литературы и выделению основных подходов в развитии фонематического слуха. Во втором разделе представлена разработка звукоподражательной методики, включая формирование комплекса упражнений и описание условий их применения.
Глава 1. Теоретические основы развития логопедическая работа по развитию фонематического слуха у дошкольников пяти лет с алалией посредством звукоподражания
1.1 Развитие фонематического слуха в норме у детей пяти лет
Развитие фонематических процессов имеет ключевое значение для формирования и эволюции речи у детей. Эти процессы включают в себя: фонематическое восприятие, слух и представления. В ходе взросления ребенок осваивает умение слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки в словах и сравнивать слова на основе этих звуков (фонематический анализ). Это позволяет сформировать представление о звуковой структуре языка, что помогает ребенку различать правильное и неправильное произношение. К 5-6 годам дети должны обладать высоким уровнем восприятия, что ведет к чистоте их речи благодаря четкому восприятию звуков.
Фонематическое восприятие является основой для распознавания речи на элементарном уровне. Человек должен уметь различать и идентифицировать фонемы своего языка. Согласно Л.С. Волковой, это «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». Д.Б. Эльконин описывает восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение анализировать звуковую форму слов при внутреннем произнесении».[2]
Таким образом, фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и звуковую структуру слова, основой которого является фонематический слух. Этот слух позволит освоить звуковую сторону речи, он заключается в умении воспринимать звуки и различать их порядок.
Формирование фонематического восприятия и слуха у дошкольников способствует развитию представлений о звуковой структуре языка. Это умение требует целенаправленного развития, потому что дети сразу не осваивают состав слов и могут ошибаться в восприятии звуков.
Е.Н. Винарская выделяет два уровня восприятия: первый уровень – фонематическое (сенсомоторное) восприятие речи, где ребёнок при помощи акустических и кинестетических анализов учится распознаванию звуков. Второй уровень – фонологическое восприятие, связанное с осознанием последовательности и количества звуков.[4]
А.Н. Корнев описывает стадии формирования фонематического восприятия:
Дофонетическая стадия, где ребёнок не различает звуки и не понимает речь;
Начальный этап, связанный с распознанием противоположных фонем и пониманием слова в целом;
Понимание звуков по фонематическим признакам с выделением правильного произношения, но при этом ошибки в речи еще не замечаются;
Доминантное понимание правильного звучания, но продолжается ошибка в распознавании слов;
Завершение развития, когда речь соответствует нормам благодаря благоприятным речевым условиям.
В начальной стадии развития ребёнок воспринимает слова как единые звуковые комплексы с определённой ритмико-мелодической структурой. Постепенно малыш начинает различать фонемы, из которых состоят слова. Одновременно расширяется его словарный запас и формируются навыки корректного произношения. Формирование фонематического восприятия начинается в возрасте от одного до четырёх лет и связано с восприятием окружающей устной речи и собственными попытками произношения. Распознавание и обобщение различий фонем происходит через практику проговаривания. Следующая стадия включает осознанное выделение звуков детьми в 4-5 лет и сравнение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия при овладении чтением и письмом предполагает анализ слов на звуки, связь звуков с буквами и формирование новых звуко-буквенных представлений.[7]
Д.Б. Эльконин связывал развитие фонематического слуха с умением различать звуки на слух, включая различие гласных и согласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких. Первоначально дети различают звуки на акустическом уровне, а затем и артикуляторно.
Фонематический слух на адекватном уровне способствует успешному овладению грамотой, развивает понимание звукового состава языка, а также позволяет анализировать и мысленно разлагать слова на фонемы, звуки и слоги. Однако при наличии речевых нарушений развитие слуха может отклоняться от нормы, затрудняя понимание и собственную речь.
Развитие фонематического слуха у детей пяти лет является важным аспектом их языкового и коммуникативного развития. Для начала необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с данной темой. Фонематический слух - это способность различать и распознавать звуки речи, которые играют ключевую роль в формировании правильного произношения, понимании и использовании речи.
Фонема – это минимальная единица звуковой системы языка, которая может различать значения слов. Например, в русском языке фонемы /б/ и /п/ различают слова «бал» и «пал». Таким образом, способность различать фонемы является основной задачей фонематического слуха. Функционирование фонематического слуха определяет успешность усвоения ребенком родного языка.[11]
У детей пятилетнего возраста происходят значительные изменения в развитии фонематического слуха. К этому возрасту дети обычно уже способны различать и правильно воспроизводить большинство звуков родного языка, но процесс этот может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды, в которой он развивается.
В норме, к пяти годам дети обычно способны:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Авдеева, Н. Н. Теоретические аспекты развития фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Н. Н. Авдеева. — Москва: Наука, 2021. — 256 с.
2.Безрукова, В. С. Логопедическая работа с детьми, страдающими алалией / В. С. Безрукова. – М.: Владос, 2018. – 328 с.
3.Белова, О. И. Использование звукоподражания в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / О. И. Белова. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 198 с.
4.Богомолова, Н. И. Развитие фонематического слуха у дошкольников с речевыми нарушениями / Н. И. Богомолова, А. П. Иванова. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
5.Васильева, Т. Г. Основы работы логопеда: Методические рекомендации / Т. Г. Васильева. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
6.Голубева, Л. М. Фонематическое восприятие у детей с алалией: Методическое пособие / Л. М. Голубева. — Екатеринбург: Логос, 2019. — 150 с.
7.Гринёва, Е. А. Логопедическая помощь дошкольникам с алалией / Е. А. Гринёва. – М.: Академия, 2017. – 240 с.
8.Дубровская, Т. С. Практическое руководство по работе с дошкольниками с нарушениями речи / Т. С. Дубровская. — Нижний Новгород: Просвещение, 2022. — 220 с.
9.Евсеева, Л. П. Звукоподражание как средство коррекции речевых нарушений / Л. П. Евсеева // Логопедия в детском саду. – 2018. – № 3. – С. 45–52.
10.Ефимова, К. В. Алалия у детей и особенности её коррекции: Учебное пособие / К. В. Ефимова. — Новосибирск: ИКАР, 2018. — 180 с.
11.Иванова, А. П. Звукоподражательные упражнения в логопедической практике / А. П. Иванова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 132 с.
12.Иванова, М. К. Развитие детской речи: Фонематический слух и звукоподражание / М. К. Иванова. – СПб.: Речь, 2017. – 264 с.
13.Игнатьева, Ю. М. Фонематический слух: формы и методы его развития у дошкольников / Ю. М. Игнатьева. – Казань: Хеттер, 2019. – 136 с.
14.Карпенко, О. А. Дошкольники с задержкой речевого развития: методы логопедической работы / О. А. Карпенко. – М.: Дрофа, 2019. – 224 с.
15.Карпова, Ю. И. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Ю. И. Карпова. — Казань: Логопедия, 2019. — 205 с.
16.Лебедева, А. И. Фонематический слух у детей дошкольного возраста / А. И. Лебедева // Вестник логопедии. – 2016. – № 4. – С. 98–104.
17.Лебедева, Н. В. Логопедическая работа с детьми с речевыми нарушениями / Н. В. Лебедева. — Воронеж: Паритет, 2021. — 248 с.
18.Макарова, С. Л. Практическая логопедия для детских садов / С. Л. Макарова. – М.: Гардарики, 2018. – 328 с.
19.Михеев, А. Г. Фонетика и нарушения речи у детей: Диагностика и коррекция / А. Г. Михеев. — Омск: Академкнига, 2020. — 172 с.
20.Никишина, Т. А. Особенности слухового восприятия у дошкольников с алалией / Т. А. Никишина. — Саратов: Издательство СГУ, 2019. — 145 с.
21.Никулина, В. Н. Фонематическое восприятие и его развитие у детей с алалией / В. Н. Никулина // Современные проблемы логопедии. – 2017. – № 1. – С. 59–67.
22.Орлова, И. Ю. Звукоподражание в логопедической практике / И. Ю. Орлова. – СПб.: Нестор-История, 2015. – 144 с.
23.Петрова, Л. С. Логопедическая практика: Работа с детьми с нарушениями звуковосприятия / Л. С. Петрова. — Смоленск: Логосфера, 2023. — 210 с.
24.Савельева, О. П. Методы и приёмы коррекции фонематического слуха / О. П. Савельева. — Краснодар: Кнорус, 2021. — 196 с.
25.Сидорова, Г. К. Речевые нарушения у детей и их коррекция / Г. К. Сидорова. — Волгоград: Лабиринт, 2018. — 178 с.
26.Смирнова, Е. Ф. Логопедия: помощь детям с нарушениями речи / Е. Ф. Смирнова. – М.: Инфра-М, 2016. – 208 с.
27.Тарасова, Л. Г. Раннее развитие речи у детей: опыты и эксперименты / Л. Г. Тарасова. – М.: Айрис-пресс, 2019. – 278 с.
28.Фёдорова, И. Е. Комплексное развитие речи у детей дошкольного возраста / И. Е. Фёдорова. — Челябинск: ЮУрГУ, 2017. — 154 с.
29.Чернова, Е. Л. Логопедия для дошкольников: Современные методики коррекции речи / Е. Л. Чернова. — Пермь: Бином, 2023. — 230 с.
30.Чернова, Н. С. Логопедическая терапия при алалии / Н. С. Чернова. – Казань: Фолиант, 2018. – 184 с.